Пешком по Мге.
Маршрут по реке Мга от станции Погостье до станции Мга или 45 км. предполагалось пройти за 10 дней. По карте протяженность маршрута оценивалась как 60 км. , однако из за извилистости реки получается побольше. До станции Погостье можно добраться любой электричкой в сторону Киришей с Московского вокзала. Электрички идут с интервалом примерно в три часа с самого утра. Погостье - четвертая остановка после станции Мга, примерно полтора часа от Питера. Это высокая платформа, несколько домов вокруг и много километров болот во все стороны. Там нет ни расписания, ни кассы, ни магазина, да и людей не видно. Выгрузив байдарки и снаряжение за 10 секунд, проходим по шпалам, метров 200 в сторону Санкт-Петербурга до ручейка, метр шириной.
Это и есть Мга. Сразу же видим несколько мостков, которые не обойти на байдарке, и решаем, что упакованные байдарки носить удобнее. Проходим еще километр по правому берегу и начинаем собираться, благо места - хоть в футбол играй.
В 4 отплываем и проходим 3 километра. Река, по прежнему шириной с весло и сильно петляет. Первая серьезная преграда это линия электропередач, которая пересекает реку в виде моста из каких-то шпал, который лежит в воде. Но для нас это спасение, т.к. уже темно, а кругом болото. На просеке же сухо, да и с дровами нет проблем. В середине второго дня пути проплываем ур. Виняголово (обозначение с километровой карты). Ни домов, ни людей там конечно нет, однако мост через реку и характерная грунтовая дорога, переходящая за мостом в проселочную, точно соответствуют обозначениям на карте. Река становится немного шире, местами аж до трех метров, а до нас доходит, что в график мы немного не вписываемся. Т.е. в Турышкино через день пути мы ну ни как не попадаем.
К вечеру находим хорошую стоянку в самом начале Макарьевского болота, где и находимся еще три дня. Дожидаемся группу догоняющих товарищей, проводим плановые мероприятия: поднятие флага, поедание шашлыка, употребления алкоголя.
Товарищи, которым надо на работу 4 мая осознают, что мобильная связь - это не роскошь, а единственное средство сообщить родственникам, что ты находишься посреди болота. Связи у нас не было, однако нам повезло: Мы встретили человека, у которого есть своя собственная тропинка, снабдили его телефонами, а утром 2 мая он проснулся и пошел домой. Всего-то 7 км., по болоту. Так что будете на Мге - привет Анатолию.
Макарьевское болото завалено боеприпасами со времен войны. Здесь можно найти не только каску, но и что-нибудь посерьезнее. Утором 3 мая мы покидаем нашу первую и последнюю стоянку. К нашей группе присоединяются двое ребят из Питера. Мы впервые видим, как должен выглядеть настоящий водник. Каски, спас жилеты, спортивные байдарки фирмы тритон.
Дальше все превращается в кошмар, который продолжается 3 дня. Апрель 2000 был очень жарким, и в реке не хватало примерно пол метра воды, при этом она оказалась завалена деревьями через каждые 100 метров. Для легкой спортивной байдарки, загруженной современным снаряжением и едой на три дня, лежащее поперек реки дерево не преграда - обнес по берегу, да и поплыл дальше. А вот Таймень 70-го года выпуска, которая везет еду на 10 дней, а так же массу полезных, но тяжелых вещей, конечно можно поднять втроем - вчетвером, но при этом она может и сломаться.
Поэтому, подплывая к очередному бревну, мы по полчаса думаем, что же делать, рассматривая его со всех сторон. Дальше бревно отпиливается, подрубается, топится, или вытаскивается на берег. И только в крайнем случае рассматривается вариант: вытащить из байдарки половину вещей и пронести ее по берегу три метра. Таким образом, в день мы прорубаем километров по 7. Каждый день купаются почти все. Народ начинает теряться во времени и пространстве. Кто-то слышит лай собак, кто-то шум машин. Ни одного из притоков Мги, обозначенных на карте, мы так и не разглядели.
От Макарьевского болота до Белоголово ориентиров нет. Белоголово тоже с реки не видно, но сразу за ним под всеобщие ура появляется первый ориентир - провода. Это означает, что до Ерзуново не более 5 км. Вместе с началом населенки прекращаются и завалы. Ерзуново - это Тоснеское садоводство. Ничего интересного, там нет. Можно дойти до пос. Шапки (7 км. по дороге), где есть магазин и автобус до Мги.
Река становится значительно шире, а на дне появляются большие камни. В середине следующего дня мы останавливаемся перед пешеходным мостом в Турышкино. Под ним навалено всякого хлама, но пройти можно легко. Направо километр до платформы Турышкино, налево километр до пос. Муя. Вопреки названию в Муе есть магазин, правда работает он по расписанию, но если найти продавца то его откроют.
От Турышкино до Сологубовки Мга превращается в сплошной порог. Ближе к Сологубовке на дне лежат гладкие бетонные плиты. При наличие воды, там можно прокатиться с ветерком, нам же не повезло с водой и порог мы прошли пешком, волоча за собой байдарку.
Как только порог заканчивается, начинается Сологубовка. Есть отличная поляна, где можно встать и даже собрать байдарки. От поляны примерно 2 километра до перекрестка, на котором есть сразу три магазина и автобусная остановка. Автобусы идут по расписанию на Мгу и еще куда-то. Но можно найти и самосвал, который за сотню отвезет на станцию. Здесь мы и закончили свое путешествие по Мге.
|